Андрей Сидерский
"Хатха-йога. Концептуальный очерк" (отрывок)
linija.GIF (172 bytes)

 

Андрей Сидерский известен как переводчик некоторых работ К. Кастанеды и Р. Баха, а также как автор книг "Третье открытие Силы" и "Йога Восьми Кругов".

Издатель - "Ника-Центр", Киев, (095)2748810, e-mail: psyhea@sabbo.net.


…Путь есть Жизнь. Жизнь - как процесс накопления осознания, процесс развития спо-собности осознавать - находить или создавать в себе резонансные зоны. Мир - вибраци-онная картина, осознавание - резонанс, осознание - наличие в энергетической структуре контролируемых волей зон, способных входить в резонанс с осознаваемым.
Каждый из нас, живущих здесь и сейчас - центр Вселенной, точка концентрации само-осознания Мира. И наша главная ответственность в любом из воплощений - это ответст-венность перед самими собой за развитие собственного индивидуального свободного осоз-нания. Истинная свобода без Сердца невозможна.
Для развития осознания необходимо творческое действие, ибо только таким способом по-стигается механика созидания - механика творческого бытия Мира. Поэтому наша главная ответственность перед Миром здесь и сейчас - это ответственность за максимальное разви-тие и полноценную реализацию тех талантов и способностей к творчеству, которые заложе-ны в нас нашим рождением. Истинное творчество без Сердца невозможно.
Результаты нашего творчества могут быть использованы и используются другими челове-ческими существами в их творческих действиях, направленных на развитие осознания. Толь-ко так мы можем действительно помочь им на их Пути. В этом - суть сострадания, которое, так же, как свобода и творчество, без Сердца не бывает.
Чем в большей степени мы стремимся контролировать свою собственную энергию, чем осознаннее мы ею распоряжаемся и чем эффективнее используем ее в своем собственном творчестве, тем ответственнее мы поступаем по отношению к Миру, самим себе и другим человеческим существам. Ведь все живущие здесь, точно так же, как и мы, являются точка-ми концентрации самоосознания Мира...
…Информация - ин-формация - внедрение формы. Наложением качественной и коли-чественной информации на поле энергии рождается образ реальности. От того, какую ин-формацию и как мы посредством резонанса накладываем своим восприятием на пространст-венно-энергетическое поле, каковым является Вселенная, полностью зависит воспринимаемая нами картина Мира. Осознавание - обработка и практическое усвоение информации. Осознание - результат накопления оформленной информацией энергии. На-копление энергии - процесс. Для его реализации необходима информация о принципах, на которых он построен, и о практических приемах воплощения этих принципов в реальность. В итоге все всегда упирается в информацию. Информация - самый ценный и самый важный аспект любого знания.
Технологическая информация - самый ценный и важный вид информации, поскольку именно она позволяет постичь сущность процессов создания восприятием тех или иных объ-ектов реальности. Технологическая информация о практике совершенствования человеком самого себя - самый ценный вид технологической информации…
…Никакая технологическая информация не может быть непреложной истиной и непоко-лебимой догмой, поскольку эволюционное совершенствование - одно из главных свойств любых технологий. И в подходе каждого нового "информируемого" она должна мутировать. Отбор информационных мутаций - то, благодаря чему развиваются технологии. Развитие технологий - то, благодаря чему расширяется диапазон явлений, включаемых нашим вос-приятием в картину Мира…
…Уровень свободы воли и способность управлять распределением энергии определяются уровнем самоосознания и степенью полноты осознанности...
…Йогой назовем состояние тотальной интегрированности самоосознания, в котором чело-веческое существо равно полноценно осознает и контролирует все свои фактические прояв-ления на всех уровнях бытия интегрального Мира…
…Накопление фактического опыта осознанного функционирования в условиях человече-ского социума, обеспечивающее некоторый этап эволюции сознания - так можно интерпре-тировать основной смысл воплощения самоосознающей Сущности в форме человеческого существа. Пребывание в состоянии йоги увеличивает эффективность социального функцио-нирования человеческого существа за счет повышения психоэнергетического уровня его биологических и социальных проявлений, а также за счет полноценного осознания сути яв-лений, действий, их результатов, последствий и взаимосвязей на различных планах бытия Мира.
Вряд ли имеет смысл практика, ведущая к состоянию йоги, но не имеющая под собой стремления овладеть искусством управления намерением и волей. Сфера жизненных прояв-лений воплощенных человеческих существ - полигон, на котором из воплощения в вопло-щение отрабатывается это искусство. Чем выше осознанность, тем выше уровень доступа к управлению Силой посредством воли как инструмента реализации намерения. Охота за Си-лой - таков действительный алгоритм и сущность того, что принято именовать "процессом духовного развития"…
…Нормальное состояние сознания обычного современного среднестатистического пред-ставителя вида Homo sapiens представляет собой неконтролируемый психоэмоциональный фон, который условно можно было бы назвать "психоэмоциональным белым шумом". Пове-дение такого индивида импульсивно, поскольку контролируется импульсами, которые явля-ются не более чем амплитудными выбросами из сферы "белошумного" психоэмоционально-го мусора. Каждый такой выброс - флуктуационный импульс в сознании, либо особо ярко эмоционально окрашенный, либо обладающий повышенной по отношению к общему уровню психоэмоционального белого шума интенсивностью (либо - и то, и другое). Общая картина распределения таких флуктуационных импульсов есть то, что воспринимается как личность. Устойчивое прекращение неконтролируемой психоэмоциональной деятельности, которое, если верить Патанджали, является единственной фактической целью йогической практики, неминуемо приводит к стиранию личности. В терминах толтекской традиции это явление именуется "утратой человеческой формы". С момента утраты человеческой формы, собст-венно, и начинается эволюция осознания как таковая.
Йога как устранение неконтролируемых флуктуаций состояния виртуальной материи соз-нания (йогах-читта-вритти-ниродхах) сообщает восприятию свойство фактической ясности, прекращает неконтролируемое рассеивание огромного количества энергии, "съедаемой" "белым шумом", дает контроль над распределением энергии в системе в целом…
…Хатха-йога есть полноценная гимнастическая технология интегрального тренинга, по-зволяющая достичь состояния йоги, пользуясь эффективными и самодостаточными техниче-скими методами…
..В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражне-ний, состоящих из элементов, именуемых асанами. Каждая асана есть особое положение ор-ганического тела, которое, помимо непосредственного тренирующего воздействия на собст-венно "физическое" тело, формирует вполне определенную пространственно-энергетическую конфигурацию "тонких" составляющих энергетической структуры и тем са-мым оказывает соответствующее этой конфигурации развивающее воздействие на созна-ние…
…Для достижения максимального тренирующего эффекта и максимальной психоэнергети-ческой эффективности практика асан совмещается с практикой специальных техник управ-ления распределением энергии в "тонких" компонентах энергетической структуры. Этот класс техник называют пранаямой - "искусством управления Силой"…
…За счет повышения концентрации энергии в "эфирной копии" при корректной практике комбинации асана-пранаяма возникают новые внутренние доминанты концентрации воспри-ятия и происходит переориентация направления внимания, в обычном состоянии обычного человека рассеянно направленного вовне. Восприятие "втягивается" вовнутрь и внимание направляется на состояние "пространства внутренних ощущений". При достаточно интен-сивной практике достигается столь высокая степень "сворачивания восприятия вовнутрь", что внимание полностью отключается от внешних объектов. Такое состояние именуется пратьяхарой - "отключением" или "стягиванием внимания внутрь"...
…Стягивание внимания внутрь приводит к предельной концентрации внимания на состоя-нии внутреннего "психоэнергетического пространства". Это именуется "сосредоточением" или "концентрацией внимания" - дхараной…
Углубление устойчивой концентрации на внутреннем психоэнергетическом пространстве приводит к осознанию связей внутреннего и внешнего, ибо внутреннее есть лишь ограни-ченная обусловленностью восприятия область бесконечности. Сфера восприятия расширяет-ся, охватывая бесконечность, внимание отслеживает взаимосвязи и соотношения между пространствами различных уровней организации. Это состояние именуют "созерцанием" - дхьяной…
…В результате созерцания приходит фактическое восприятие целостности и единства энергетической структуры, не разделенной на "внутреннее" и "внешнее", "грубое" и "тон-кое", "ограниченное" и "бесконечное". Соответственно, самоосознание практикующего ста-новится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного пространственными рамками "физического" тела и временными рамками человеческой жиз-ни. Это состояние называется "единением" - самадхи…
…Углубление концентрации на объекте с последующей трансформацией в созерцание и выходом в состояние единения включает структуру объекта первичной концентрации в структуру созерцающего. Имеет место слияние энергетических структур созерцаемого и со-зерцающего в восприятии последнего, именуемое самьямой. Результирующее постижение свойств, качеств и законов функционирования объекта созерцания приводит к возникнове-нию у созерцающего способности посредством волевого манипулирования намерением управлять состояниями энергетической структуры объекта созерцания, внедрять функцио-нальные свойства и качества своей энергетической структуры в энергетическую структуру объекта созерцания, распространять свойства энергетической структуры объекта созерцания на свою собственную энергетическую структуру и пользоваться проявлениями законов функционирования энергетической структуры объекта созерцания для трансформации своей собственной энергетической структуры…
…В состояниях самадхи и самьямы человек осознает устройство своей энергетической структуры, ее соотношение с энергетическими структурами других существ и с бытием, раз-вернутым в "тонких" пространствах Интегрального Мира, получая возможность согласовать иерархию компонент энергетической структуры с иерархией компонент сознания и уровней самоосознания. В итоге он обретает полный контроль над всеми функциональными компо-нентами своего существа, с наивысшего доступного ему уровня самоосознания контролируя функции уровней энергетической структуры посредством управления соответствующими уровнями сознания…
Каждая асана является пространственной янтрой - конфигурацией энергетической структуры, обеспечивающей формирование резонансных зон в определенной полосе вибра-ционных характеристик. Чем сложнее применяемые в практике комплексы асан, тем более высокочастотные вибрации в более широком диапазоне частот становятся доступными вос-приятию практикующего. Чем сложнее асана, тем выше характерная для нее плотность рас-пределения энергии в зоне максимальной концентрации субстанции "тонких" компонент энергетической структуры (т. е. в пространственных пределах, ограниченных зоной сущест-вования "физического тела"), соответственно, тем более явным оказывается "перифериче-ский отклик".
…"Твердая плотная мягкая легкая - такова асана". Твердое плотное энергетическое те-ло, мягкое расслабленное органическое. В любой асане форма органического тела должна как можно полнее сохранять свойство естественной расслабленности тела в наиболее не-принужденном положении. Это необходимо для того, чтобы не нарушался естественный ри-сунок распределения десяти пран. Тогда свойственный собственно асане рисунок перерас-пределения энергии гармонично накладывается на распределение энергии в системе, уплот-няя его сообразно собственной структуре асаны…
…Созерцание оформившегося рисунка распределения энергии в системе внутреннего энергетического тела позволяет ощутить текущую тенденцию изменения этого распределе-ния и согласовать с нею естественно развивающее ее движение либо неподвижность орга-нического тела. Так осуществляется переход из одной асаны в естественно и гармонично следующую за ней другую с использованием переходных движений, наиболее целесообраз-ных для данного конкретного момента…
…Возможных вариантов стилей выполнения переходных движений - множество. Факти-чески, система спонтанно самоорганизующихся переходных динамических фаз асан на дос-таточно высоком уровне развития тренировочной практики является тем, что в дальнево-сточных системах интегрального тренинга с недавнего времени принято обозначать термином "цигун" - искусством управления потоками "жизненной силы". Не будучи никак терминологически обозначенным, это искусство существовало всегда в качестве неотъемле-мой компоненты практики асан…
…Практика техник хатха-йоги становится средством достижения состояния йоги лишь при выполнении ряда условий, определяющих образ жизни практикующего. Без выполнения этих условий при смене переходе сознания на более высокий уровень функционирования тело практикующего разрушается вследствие чрезмерной интенсивности переходных процессов…
Правильное питание, физическое и психическое здоровье и психоэнергетическая безу-пречность - таковы вышеупомянутые условия…
…Мера важнее всего. Избыток и недостаток равно разрушительны…
…Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных - около полутысячи, из них базовых - поряд-ка трехсот.
Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физиче-ского и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан…
…Шавасана - "поза трупа" (она же - мритасана - "поза смерти") к расслаблению име-ет отношение лишь постольку, поскольку органическое тело в ней оказывается полностью расслабленным. В действительности же шавасана - это практика отработки отделения "эфирного дубля" от органической компоненты. Сущность шавасаны, как говорилось выше, состоит в выделении эфирного дубля, образованного всеми пранами, кроме дхананьджайи. В этом - условное сходство шавасаны с состоянием смерти, и отсюда - название практики. После смерти в теле также остается только дхананьджайя-вайю...
…В практике истинного Мастера любая асана соединяет в себе все семь ступеней техно-логического алгоритма от собственно асаны как формы до самьямы, а по генерируемому ка-честву состояния сознания полностью отвечает условиям ямы и ниямы. Любая Асана, когда бы, где бы и как бы Мастер ее ни практиковал, в его исполнении полноценно гармонична и завершена, и сама содержит в себе свою собственную компенсацию по всем направлениям во всех аспектах - независимо от того, выполняется она в последовательности других тех-ник или совершенно отдельно сама по себе, симметрична она или асимметрична, проста или сложна, общеизвестна либо встречается в практике только данного конкретного Мастера. Совершенство практики Мастера - не в совершенстве выполнения им гимнастических форм, а в том могущественном потоке Силы, который он генерирует в пространстве вокруг себя. Присутствие этого потока всегда ощущается, если он есть, а магнетическое воздействие его на сознание человеческих существ, оказавшихся в сфере его влияния - очевидно. Это - тот самый поток Силы, который помогает людям захотеть стать свободнее, сильнее, совер-шеннее…
..Под общим названием "плавита-садхана" объединяется ряд тренировочных практик, "собранных" на техниках плавания и свободного ныряния…

 

 

 

 

 

назад к списку

на главную страницу

 

 

Оригинал текста находится
в библиотеке Лотоса
"Эзотерическая литература"
www.ezoterika.nm.ru/litera.htm

 

 
   

 

   
Hosted by uCoz