Дмитрий Шарко
"Частная жизнь - иллюзия свободы"
linija.GIF (172 bytes)

Невозможно говорить о частной жизни не разобравшись в том, что такое свобода и, что значит быть свободным.
В массовом сознании давно укоренилось представление о Западе и Востоке
как о противостоящих друг другу полярностях. Мы попытаемся рассмотреть понятие Свобода с точки зрения сложившихся стереотипов.

Что значит быть свободным человеком по западному?

Это перекладывание труда на плечи машин, обладание большим количеством вещей, возможность неограниченного передвижения в пространстве. Свобода западного человека - очень материальна. Она на напрямую зависит от рынка и только потом от сложившихся в обществе моральных норм(постоянно реформируемых вслед за развитием товарно-денежных отношений).
По этому западная свобода очень хрупка, и чувствительна к внешним воздействиям. Отсюда возникает необходимость в проведении четкой границы между моим и твоим(вашим), между человеком и обществом. То есть необходимость в понятии "частная жизнь" и в армии юристов призванной обслуживать это понятие и защищая западного человека. Отделяющего себя от мира не только стенами своего дома, (который его крепостью), но и частоколом различных законов специально регламентирующих отношения личности и общества.
Для западного человека свобода, это прежде всего материальный комфорт. Материальный комфорт обеспечивает ему ощущение безопасности и психическую стабильность.
В последние годы в России стали появляться политические партии в центре идеологии которых стоят ценности именно частной жизни. Например в Санкт Петербурге создана "Партия Человека" провозглашающая самый радикальный персоноцентриский биль о правах в России:
Вы имеете право
…предоставлять людям право самим решать свои проблемы.
…говорить: "Спасибо, НЕТ", "Извините, НЕТ".
…не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим.
…побыть одному, даже если другим хочется Вашего общества.
…иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие.
…менять свои решения или изменять образ действий.
…добиваться перемены договорённости, которая Вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
…делать приятное неприятным вам людям.
…любить людей приносящих Вам вред.
…выбиваться из сил ради других.
…извиняться за то, что вы были самим собой.
…чувствовать себя виноватым за свои желания.
…делать больше, чем вам позволяет время.
…отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется.
…нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения.
Этот биль может быть реализован только или в очень богатом обществе, обществе где каждому гражданину полагается иметь по адвоката или в очень бедном где каждому придется иметь по автомату(Чечня).
Чем больше развивается производство(особенно в связи с развитием средств связи и генной инженерии), тем сложнее становиться отношения человека и общества.
Чем больше общество развито, чем оно богаче тем сильнее западный человек зависит от системы обеспечивающей ему материальный комфорт и его материальную свободу. Человек вкладывая себя - свою энергию, ум в развитие технологий, входит в зависимость от их(технологий) бесперебойного функционирования.
Любое производство, для того чтобы оно работало бесперебойно и приносило прибыль требует непрерывных затрат, будучи запущен процесс производства уже не может остановиться. Если возникают какие-то проблемы функционирования механизма, то это больно ударяет по западному обывателю полностью находящемуся в зависимости от запущенных им же самим техногенных процессов. По этому высокий уровень производства который обеспечивает западному человеку его свободу и его материальный комфорт, закабаляет западного человека и превращает его в человека машинного механизирует его сознание и разделяет людей. Свобода оборачивается новой не свободой.
Тотальное распространение западных ценностей основывается на развитии технологий за счет природных ресурсов, и чем больше искусственный мир вытесняет естественный, тем больше виртуальным и неустойчивым становится западный мир. Потому, что по одному из законов синергетики -чем сложнее техническая система тем менее она устойчива в отличии от живых экологических систем у которых устойчивость со сложностью возрастает.
Если возьмем тот же лес и сравним его с фабрикой мы увидим, что лес стоит тысячелетиями и заботится сам о себе давая жизнь тысячам животных и человеку в том числе, не требуя от нас ничего кроме разумного потребления.
Сейчас уже давно возникает острая необходимость не в защите права человека на "частную жизнь", а в защите права самой жизни на жизнь перед лицом глобальной технократизации. Так как в западном обществе все, что не приносит прибыль обречено на вымирание. Деньгам не выгодно, что бы люди имели другие ценности кроме денег, заостряя внимание на проблемах частного характера и таким образом разделяя людей рынок попирает право на свободу и жизнь целых человеческих сообществ и природных экосистем. Как пример борьбы Жизни и денег кровавое подавление восстания народа Майя против политики NAFTA (Североамериканского соглашения о свободной торговле)в Мексике. Штат Чьяпос1994 году, вот отрывок из меморандума Майя.
"...Мы не могли жить внизу, в городах и на плантациях. Наши жизни ценились меньше чем машины или животные...Нас заставляли молчать. У нас не было лиц. Не было имен. Не было будущего. Мы не существовали для той силы, которая называется "неолиберализация". Мы ничего не строили, не производили. Мы были нулем на счетах большого капитала".
Отчаянную борьбу против экологического геноцида организованного нефтяной корпорацией SHELL в Нигерии ведет народ Огони. "Если сегодня они убьют 10 человек, завтра на их место встанут 20. Мы или победим в этой войне за спасение своей земли или будем истреблены, потому, что нам некуда бежать".
В обществе, где рынок является основным уравновешивающим механизмом развития, и основным регулятором отношений между людьми единственным, устойчивым фундаментом отношений между людьми (даже в семье) становятся деньги, они же являются и единственным критерием успеха, а понятие "частная жизнь" становится единственным островком стабильности и покоя.. Потому что свобода и права личности здесь также являются товаром.

Что значит быть свободным по-восточному?

Восточное сознание имеет совершенно противоположное понятие о свободе быть свободным по-восточному - это не значит обладать вещами , это значит быть свободным от вещей или их отсутствия. Быть свободным по-восточному это не значит иметь эксклюзив на пространство, по типу участка на Луне (что все равно не возможно). Быть свободным по восточному - это значит иметь весь мир внутри себя.
"Есть такие, которые находясь в дороге, на покидают дома". Китайская поговорка.
Вектор сознания обращен не во вне, как на Западе, а во внутрь. Есть простое и емкое описание этой восточной философии свободы и "Частной жизни" в буддийской "Сутре помоста шестого Патриарха": "Попадая во все ситуации, не быть загрязненным(свободным) - это называется "не-мысль". В своих мыслях отрешайтесь от [внешних] обстоятельств; находясь среди вещей, не порождайте мыслей о них".
Для западного сознание подобное заявление - полный абсурд. Как это попадая в ситуации, находясь среди вещей и не думать о них? Зачем тогда человеку сознание?
"Изначальная природа людей этого мира подобна голубому небу, природа сознания подобна солнцу, а природа мудрости подобна луне. Природа сознания и природа мудрости всегда светлы, но поскольку вы привязываетесь к внешним обстоятельствам, то плывущие облака внешних мыслей закрывают [их свет] и ваша собственная природа не может светить.
Поэтому если вы встретите доброго Друга, который откроет вам истинное Учение, и рассеет все ошибки и заблуждения, то внутри и снаружи все озарится светом и в своей собственной природе вы узрите все многообразие вещей, так как все вещи сами находятся в собственной природе [каждого человека]. Это и называется чистым телом Будды дхарма-каи". Способом "Частной жизни" по восточному становится обращение к идеальному - молитва, медитация.
"Медитацией называется отрешенность от внешних признаков, а просветление - это внутреннее спокойствие.
Если есть привязанность к внешним признакам, то ваше сознание будет не спокойным; если будет отрешенность от внешних признаков [вещей], то сознание будет спокойным и [ваша] изначальная природа будет сама по себе чистой и сама по себе просветленной. Как только [начнешь] опираться на внешние обстоятельства, возникнет движение, а движение вызывает беспокойство".
Вот, что говорит о свободе Ошо индийский философ первый сумевший адаптировать восточную философию под рациональное восприятие. "Древнее, суфийское изречение гласит: "Ад сохранен для тех, кто в него верит. И небеса, так же, сохранены для тех кто в них верит". Но все это одно лишь только воображение. Нет ни ада ни рая. Вы творите свой рай, вы творите свой ад. Если вы находитесь в негативном настроении и примите ЛСД. Оно даст вам кошмары. Если настроение у вас позитивное, лучистое, любящее, наркотик приведет вас в рай".
Внешнее это просто то же ЛСД, которое само по себе оно не может сделать человека свободным или не свободным.
Сознание, которое ближе к природе, которое не механизировано и развивается не из товарных производственных отношений, а из духовных традиций продиктованных самой природой не нуждается в праве на "частную жизнь" так как это понимается на Западе.
"Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искуство Мира. Небеса там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться". Уэсиба Морихей основатель айкидо.
Религия рисует некую целостную картину мира и в ее основе в центре стоит образ бога либо героя некий идеал, которому должны стремиться люди. Естественно это не значит, что в теократических государствах, где у власти стоят священники - жрецы все люди, счастливы и свободны. И Запад и Восток имеют свои положительные и отрицательные черты, свои крайности. "Только очень немногие люди по настоящему живут 99% совершают медленное самоубийство".
Свобода Востока в целостности, она не дробит мир на мелкие кусочки чтобы потом складывать из них индивидуальную мозаику. Свобода Востока основана на вере. Идея, которой посвящает себя восточный человек, не ограничивается социальными экономическими рамками, она опирается корнями на быт, но кроной уходит в вечность. Товарно - денежные отношения здесь играют второстепенную роль на первом плане отношения человека с идеальным и с другим человеком. Это общинное или общественное сознание. По этому понятие о "частной жизни" здесь отсутствует.
Восточный человек не мыслит себя вне общества вне круга близких ему людей вне идеи и вне стремления к идеалу.
Радикальным примером такого идеализма является средневековый кодекс самурайской чести Бусидо, где провозглашался путь воина, как стремление к гибели во имя долга. Человека, который за идеал готов пожертвовать своей жизнью в любую минуту, можно считать уже мертвым. Если он мертв, будучи жив то, он свободен абсолютно, ничто не может его ограничить в понятиях западного человека, свобода которого ограничивается физическими препятствиями на пути тем более смертью. Такое отношение к жизни основано на вере в то, что жизнь как таковая не заканчивается после смерти. В традиционных восточных обществах никогда товаро-денежные отношения не вытесняли идею. Например, сохраняющаяся до сих пор в Индии кастовая система не позволит торговцу каким бы богатым он не был занять в кастовой иерархии место выше своей ступени. Высшую ступень занимали аристократы, носители духа нации, лучшие ее представители.

Естественно любое общество будь то западное или восточное имеет свои недостатки и свои периоды рождения расцвета и упадка.
Безусловно в современном мире не возможно провести границу между западом и Востоком, эта граница проходит через сознание каждого человека.
"С функциональной точки зрения на любом участке земли действуют три конфликтующие силы - государственные структуры, коммерческие структуры и население. У каждой своя роль, свое предназначение и своя цель не совпадающая с таковыми у остальных". Святослав Забелин. Из брошюры "Время искать и время терять"
Столкновение этих трех сил как раз проходит на территории "частной жизни" каждого человека. О которой не возможно говорить вне контекста происходящей на планете глобализации и возникающих в связи с этим проблемами: рост населения, загрязнение окружающей среды, терроризм, финансовый империализм. В этих условиях обеспечить себе полноценную частную жизнь смогут только очень не многие, те в чьих руках сосредоточенны основные богатства планеты.
По этому, что бы достичь свободы и благоденствия каждому следует научиться быть психически и материально самодостаточным.


сентябрь1999.

 

 

 

 

назад к списку

на главную страницу

 

 

Оригинал текста находится
в библиотеке Лотоса
"Эзотерическая литература"
www.ezoterika.nm.ru/litera.htm

 

 
   

 

   
Hosted by uCoz