Александр Пинт
"Из гусеницы в бабочку" (отрывки из книги)

От личности к человеку.

Человек - это то, что может появиться, когда личность будет трансформирована. Но кто действительно хочет трансформации? Личность хочет использовать для своей выгоды все, с чем сталкивается. Она никогда не упустит никакого шанса. Хочешь развиваться духовно? Пожалуйста - достигай, будь, делай, становись. Что при этом усиливается? Личность. Хочешь новые знания? Прекрасно. Духовные совершенства? Великолепно. Личность стремится накопить и удержать все, что угодно. Она всегда хочет выиграть для себя. В любом усилии она всегда присутствует. Но если вы перестаете стремиться к идеалу, отпускаете то, что накопили, тогда вы почувствуете личность, ее сопротивление и боль.

Боль - это реакция личности на отпускание того, что она считает принадлежащим только ей. Вот механика боли. Все очень просто на самом деле. Но вокруг этого можно, например, создать очень серьезные произведения искусства: трагические, со слезами и всем таким. На самом деле все очень просто. Личность не хочет отпускать то, что она считает принадлежащим ей. и чем больший <кусок>, так сказать, <уходит>, тем больше она будет переживать по этому поводу, усиливая ощущение боли. Личность хочет иметь, а не быть. Для нее быть - значит иметь. А если не иметь, то значит и не быть. Просто бытие - состояние жизни без каких-либо привязок, хватаний, - это для нее что-то совершенно невообразимое. Потому что суть ее - фикция. Суть ее - иллюзия. А всякая иллюзорная вещь требует постоянного подкрепления, ведь иначе перестанут верить, что она существует.

Есть сказка о голом короле, вы ее наверное, слышали. Только мальчик, непредвзято видящий и не имеющий зависимости от короля, мог закричать, что король-то голый. Сотни людей, стоящих там и находящихся в зависимости то короля, не могли этого сказать. Они, скорей всего, и не видели голого короля, потому что очень тяжело жить, называя короля прекрасно одетым, но зная, что он совершенно голый. Лучше всего забыть об этом и видеть только иллюзию. Но иллюзию нужно все время питать и поддерживать. Чтобы видеть то, что в действительности отсутствует, требуются большие и постоянные усилия. Ведь если их не прилагать, то это просто исчезнет, потому что на самом деле этого нет, это просто иллюзия.

Почему жизнь людей столь тяжела? Почему она требует постоянных усилий, напряжения? Не потому ли, что идеалы и цели, к которым стремятся большинство людей, иллюзорны, фиктивны, нереальны. А иллюзии надо все время поддерживать, питать своей энергией. Отсюда большое усилие, отсюда постоянное напряжение и усталость. Если вы перестанете прилагать усилия, напрягаться, то все развалится, как карточный домик. Человек что-то пытается достичь, суетится, делает, волнуется; потом, перед концом жизни, он, может быть, увидит, что все это было карточным домиком, а он своей жизненной энергией поддерживал его день за днем всю свою жизнь... Все общественные отношения - большой карточный домик, который держиться только благодоря усилиям множества людей, стремящихся к общественным идеалам, бегущих от того, что есть на самом деле, от реальности. Но если усилия прекратятся, то оно рассеется и исчезнет, как дым при сильном ветре. Уничтожить реальность, жизнь, настоящую любовь невозможно, потому что Они Есть.

Почему многие люди так агрессивны? Почему они стараются убедить друг друга в чем-то, заставить что-то делать по-своему? Если бы то, что они хотят, было реальным, то зачем бы им так волноваться, требовать? Волнения, усилия возникают именно в сфере нереального, иллюзорного, идеального. Посмотрите, как много людей пытаются поддерживать то, что они называют любовью, хорошими отношениями, моральными нормами, нравственностью. Ведь поддерживать надо то, что само по себе не устоит. Если люди перестанут это поддерживать, то оно просто исчезнет. Мы стараемся поддерживать хорошие отношения. Нас интересует не само общение, а именно поддержание хороших отношений. Мы не общаемся, а поддерживаем отношения. Что за отношения, которые надо все время поддерживать? Каких же усилий это требует? А если их не поддерживать, то что произойдет? Не хотите попробовать?

Посмотрите, на чем основаны представления о так называемых хороших отношениях - на <должен>, <обязан>, <выгодно>, <спокойнее> и т.д. А ведь за всем этим скрывается страх. Страх не выполнить, не получить, страх вины, страх потерять... Вот на чем все держится. А мы удивляемся, почему так живем. Почему исполняем мелодию грусти, боли, депрессии, ревности, злобы, раздражения. Потому, что мы сами поддерживаем ее в себе и других. Но хотим ли мы это увидеть? А что значит увидеть? Это значит увидеть фиктивность, ложность отношений, в которых ты находишься. Это значит увидеть ложь в себе и других. Кто готов, тот увидит. Но много ли желающих?

Как же? Я же всю жизнь это поддерживал. Как же так? Жалко же. Ведь смотрите, как жалко выбросить даже старые вещи. Вот лежат на антресоли ненужные книжки, ненужные старве платья, ненужные вещи. Человек думает: <А стоит ли выбрасывать? не мне, так детям пригодится>. Даже старые ненужные вещи жалко выбрасывать, а что же говорить о своих убеждениях и верованиях! Я же всю жизнь этому следовал, как же с этим расстаться? А чем больше времени проходит, тем труднее их оставить. Ну как же, столько сил, усилий затрачено на все это... А что, собственно, это? Что там было-то? Да ничего реального, но очень много придуманного. Живой человек сам стоит на ногах, а мертвого надо держать, чтобы не упал. Так вот, что же мы поддерживаем, что же мы удерживаем всю свою жизнь? Какие отношения мы поддерживаем? С кем? Зачем? Почему не бросим?

Есть разница между жалостью и состраданием?

А можно ли испытывать то и другое, или сострадание исключает жалость?

Вам жалко кого-то или жалко себя?

 

* * *

Искренность - это возможность услышать себя

А почему человек боится быть откровенным до конца? Почему какие-то вещи он говорит, а какие-то нет? Ведь, если человек высказывается, то, фактически, говоря откровенно, он имеет возможность видеть свой внутренний мир со стороны. Правда, многие говорят, не слыша и не видя себя со стороны. Но такая возможность имеется у каждого. Ведь, когда вы говорите откровенно, вы сами можете услышать то, что у вас глубоко внутри. Увидеть это и, возможно, освободиться от того, что вас тяготит. От некоего заблуждения в том, что это нехорошо, ужасно, стыдно… Большинство же людей носят заблуждения в самих себе. А в этом случае увидеть их очень сложно.

Искренний разговор - это возможность увидеть свое заблуждение и отпустить его.Почему вы боитесь говорить? Потому, что вы думаете, что говорить искренне нехорошо, ненормально, некультурно, неумно. А ведь это все просто оценки и суждения вашего ума. Когда вы говорите искренне, вы становитесь другим, вы очищаетесь. Если вы в чем-то не признаетесь самому себе, то от этого оно не исчезает, наоборот, усиливается.

Допустим, близкий человек начинает вас раздражать, или у вас возникает отвращение к нему. Вас пугают такие мысли и чувста. Вы начинаете их отрицать для самих себя. Вы боитесь признаться даже самим себе. Но ведь это то, что есть. Вы можете не хотеть это видеть, но от этого оно не исчезнет. Оно исчезнет только тогда, когда вы это увидите и признаете. Возможно, что для некоторых это лучше всего сделать в ходе искренней беседы с другим человеком. Высказываясь, вы видите, что все это не ваше. Искренне выскажите это и, может быть, тогда увидите, что то, что вы так долго хранили и оберегали от себя и других, не является вашим и вообще к вам никакого отношения не имеет. Это вышло из вас и ушло. Но до тех пор, пока вы храните это, как страшную тайну, вы не можете отделаться от этого.

А какие тайны храните вы?

 

* * *

Очищение от прошлого

Когда люди открывают себя друг другу, они выходят за пределы норм и правил, и тогда возникает то, что действительно может быть между людьми. То, что является искренним.

...Почему же мы так редко проявляем то естественное, что есть в каждом из нас? Кто-то выражает свою < < любовь> > по долгу, кто-то выражает < < ненависть> > . Но это два полюса одного и того же. Можете ли вы увидеть и почувствовать их одновременно, то есть выйти за пределы двойственности. Прикоснуться к чему-то, что находится вне двойственности, что можно увидеть только в самом себе, о чем нельзя нигде прочитать, о чем никто вам никогда не расскажет. Но увидеть и почувствовать это в самом себе возможно.

Если осознавать, если наблюдать без выбора за всем, что происходит в уме, не останавливать его, не пытаться заглушить его, а просто наблюдать, помня, что все это только мысли и образы? И тогда вам, возможно, откроется что-то очень важное, именно для вас, то, что важно именно вам. Именно то, что сейчас происходит в вас, те закрытые области и зоны, которые в вас существуют и увеличивают фрагментарность вашего сознания. Увидеть их - значит открыть еще одну запретную зону, внести свет в еще одно пространство ума. Но открытие каждой из блокированных зон болезненно, ведь там ваш болевой опыт. Там то, что не хочется видеть. Но вы можете увидеть это, осветить светом осознания, прожить и отпустить.

Вы увидите иллюзорность своего страдания, боли. На самом деле, в прошлом был реальный факт, но теперь это не более, чем память о давнем событии. Но в уме это содержится, как реальная боль, которая может повторяться все время. < < Разминируйте> > боль. Но этого надо захотеть. И это надо сделать. И вы можете обнаружить очень много всяких зон в своем уме, которые надо < < разминировать> > , осветить светом осознания, и тогда с каждой < < разминированной> > , освещенной зоной увеличится ваша целостность.

Да, осознанность вскрывает темные зоны, и они мгновенно освещаются. Больше и больше светлого пространства появляется в сфере ума. Я не хочу описывать и давать заготовки или представления о том, как это происходит. Это можно узнать только самому. И может быть, это и есть самое главное. То понимание, которое приходит из самого себя, про самого себя. Ведь, что такое движение к самому себе? Это происходит достаточно просто и , поначалу, достаточно больно, так как открываются темные зоны того, что ты не хотел видеть. Понимание приходит потом как результат увеличения целостности, как результат освоения и открытия этих зон. Без такой работы человек ничего не поймет. Как он может фрагментарным, затемненным умом понять свет и истину?

 

* * *

Освобождение от болевого опыта

Давайте посмотрим, что такое память. То, что происходило с человеком в течение его жизни, записывается в его памяти, как некая информация. Например, информация о месте, в котором вы побывали. Кроме того, информация несет определенную эмоциональную нагрузку, связанную с тем, что с вами там происходило. Допустим, вас там избили, или вы там очень тяжело заболели и долго лежали в больнице. Воспоминание об этом периоде вашей жизни будет, во-первых, иметь некую информацию о том, что вы там были и что именно с вами происходило и, во-вторых, вашу эмоциональную окраску всех происходивших событий. Память включает и информацию о событиях, и вашу эмоциональную реакцию на них. Можно ли устранить эмоциональную реакцию, но оставить чистую информацию, то есть просто факты?

Допустим, вы смотрите фильм, в котором происходят события, которые вас эмоционально сильно затрагивают, и вы очень болезненно или, наоборот, с удовольствием переживаете сюжет. Представьте теперь, что вы смотрите фильм уже тысячный раз, и вас эмоционально уже ничто не трогает, вы совершенно четко знаете, что скажет главный герой, куда он пойдет, что будет происходить, но эмоциональной реакции у вас в связи с событиями уже не возникает. Можете представить такое? Тогда вопрос: < < Может ли быть у вас такое отношение к событиям вашей прошлой жизни? Можно ли избавиться от переживания удовольствия и страдания, которыми они сопровождались? > > Ведь именно положительное и отрицательное эмоциональное отношение к различным событиям, вещам, людям и фактам закрепляется и воспроизводится памятью ума. Ум влекут не факты, не просто события, которые происходили. Его влечет то, как они были эмоционально окрашены. Если это удовольствия, то он хочет их повторить. Если страдания и боль, он хочет их избежать. Именно этим занят ум. Это и есть его основная работа.

Готовы ли вы увидеть свое прошлое, спокойно наблюдая за всем, что с вами тогда происходило?

А что значит < < увидеть, спокойно наблюдая> > ? Это значит увидеть без эмоциональной окраски.

 

* * *

Главный вопрос твоего сердца

То, чем занимается большинство людей, - это интеллектуальные игры. Это способ забыться и не видеть собственной механистичности и не чувствовать боли, к которой она приводит в глубине сердца. До тех пор, пока человек не захочет притронуться к этому, он будет заниматься интеллектуальными играми, которые мало чего стоят. Если же мы разрешим себе прикоснуться к своему болевому опыту, тогда, возможно, и появится ваш главный вопрос, ваш основной запрос. Это будет запрос, который действительно может привести к серьезному исследованию и глубинному пониманию себя. Изучая ум, мы видим, что он не может выйти за свои пределы, что он воспроизводит только то, что в нем уже есть. И это касается не только отдельного человека, это касается человечества в целом. Ведь сознание человека включено в сознание человечества.

Вы можете сказать, что вас не очень интересует, куда движется человечество, вам бы самому прожить жизнь получше и поспокойнее, но ваше сознание - это сознание человечества. И все со всем связано. И, если идет война, и мусульманин убивает христианина, или еврей убивает араба, то каждый из нас внес в это свой вклад. < < Как это? > > - спросите вы. А что заставляет еврея идти против араба? Разделенность, фрагментарность его видения. А разве нет фрагментарности в уме каждого из нас? Разве своей фрагментарностью мы не порождаем фрагментарность в сознании человечества? А потом мы удивляемся и говорим: < < Почему вокруг такая вражда, ненависть, война? > > До тех пор, пока каждый человек не поймет свою роль в этом, никаких реальных изменений не может быть.

Собираются серьезные, умные люди и обсуждают серьезные вопросы о том, как урегулировать тот или иной конфликт. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что все эти инициативы ничего в конечном счете не решают. Максимально, чего удается достичь - временного перемирия, но затем все начинается заново. И так в течение всей истории человечества. Мы видим, что все попытки найти способ мирного сосуществования, которые предпринимались и предпринимаются, не приводят к кардинальному решению конфликтов. Действительно серьезный, не абстрактный вопрос. Это тот вопрос, который является жизненно важным для каждого отдельного человека и человечества в целом.

Ум будет бесконечно обсуждать эти вопросы и делать вид, что он может их решить, но фрагментарный ум их только порождает, усиливает и живет в них. Это и есть то, в чем он живет. Но есть внутренняя суть человека, которая может видеть реальность и не хочет жить в аду разделенности, в котором сейчас находятся человек и человечество в целом.

Надо увидеть реальность, надо захотеть прикоснуться к ней, потому что от прикосновения к реальности рождается реальное чувство. Из реального чувства рождается реальный запрос. Если этого нет, то нет ничего, есть просто повторение одного и того же.

У одних ум более интеллектуален и заключен в большую сферу, где он бьется, как птица в клетке, у другого - менее, и его птица бьется в меньшей клетке. А результат-то один и тот же. Пролетает она один метр и ударяется о решетку или пролетает она три метра и все равно натыкается на стену. А хочет ли сама птица видеть свою несвободу?

Много умов, которые не видят и даже не хотят видеть и чувствовать ограниченность своей клетки. А если мы не видим границ, то мы считаем и верим в то, что их нет, что ум безграничен. И пока это не будет понято, вряд ли возникнет желание выходить за пределы ума, потому что человек будет все время пытаться искать выходы в пределах клетки своего же ума, используя старые, и как мы видим, неэффективные способы мышления. Он скажет: < < Если я не понимаю, значит я не достаточно ознакомился с литературой по данному вопросу, не на все курсы ходил, не всех умных людей слышал> > . Он постоянно тешит себя надеждой и верой, что он может что-либо кардинально решить. Надежда и вера - это атрибуты, которые поддерживают ум в состоянии заблуждения. Без реального вопроса, без реального запроса ваше самоисследование не будет реальным, оно будет иллюзорным.

Знаете ли вы свой реальный запрос?

 

* * *

Два полюса одной любви

Любовь и бизнес - это веши несовместимые. Попытки совместить их приводят к проституции.

А не является ли семейная жизнь многих людей той же самой проституцией, только не называемой этим словом? Но принцип-то тот же самый: я - тебе, ты - мне. А могут ли быть другие принципы во взаимоотношениях личностей? Пусть называют это какими угодно словами. Назвали < < любовь> > , и кажется, что это прекрасно, а если посмотреть, если копнуть вглубь, то мы увидим, что стоит на самом деле за словом < < любовь> > . Но кто хочет видеть то, что есть на самом деле? Все хотят просто обманывать себя красивыми словами. Мы находимся под гипнозом своих собственных слов. Только выход за пределы личности может привести к реальной любви. И тогда уже нет вопроса: для кого я делаю и что я за это получу?

Почему личность не понимает, как можно любить всех? Попробуйте выйти с подобным заявлением на аудиторию. Вас сразу обвинят в сексуальных извращениях или еще чем-нибудь в этом роде. Как это всех, что это такое? Тебе что, одного мало? Но ведь тут совершенно о другом идет речь? Ведь Та Любовь, она не выбирает, она проявляется ко всему, что есть. Она как воздух, который необходим всем, а не одному, двум или трем людям. Если бы воздушная атмосфера Земли исходила из личностных представлений, то воздух бы < < выдавался по карточкам> > . Одним людям солнечные лучи поступали бы, а другим - нет. Представляете, что бы тогда было в этом мире? Если бы солнце < < любило> > таким образом - избирательно. Но именно так любят люди. Они избирают себе кого-то одного, называют его избранником и посылают ему то, что называют < < любовью> > . Если бы солнце так < < любило> > , что стало бы с родом человеческим? Ведь солнце не разделяет на хороших и плохих. Не думает о том, кому сегодня оно даст больше света и тепла, а кому меньше. Оно светит для всех одинаково.

Разве цветок выбирает, когда и для кого ему пахнуть и цвести? Он расцветает для всех. Если он цветет и пахнет, то это не зависит от того, кто здесь присутствует или не присутствует. А может так цвести и пахнуть человек? Ведь это и есть То Цветение, Та Любовь? Я вот для тебя буду цвести, потому что ты любимый, а вот для тебя я пахнуть не буду, потому что ты мерзкий и нехороший. Если цветок цветет и пахнет, то он цветет и пахнет для всех. Но для личности это слишком сложно, это же < < уму непостижимо> > и дико представить.

Немало людей, которые, исходя из религиозных представлений, говорят, что нужно любить всех. Но давайте посмотрим, как же они живут на самом деле. Они действительно всех любят или они просто говорят о том, что они всех любят? Да любят ли они хотя бы одного человека? Ведь на самом деле полюбить одного человека, полюбить вот так - это значит полюбить всех. И в этой любви нет страха.

В некоторых духовных группах часто используется слово < < любовь> > , как магическое слово. Чем больше говорится слово < < любовь> > , тем больше эти люди считают, что они находятся там, где нужно. На этом слове можно очень сильно паразитировать. Это слово может стать неким лозунгом, вроде того, как политические деятели используют слова-заклинания типа: прогресс, свобода, порядок? Это и есть те магические фразы, магические слова, с помощью которых человек гипнотизируется. Он начинает их повторять и верить в них. Это очень сильно проявляется в политике, когда группы людей собираются и выкрикивают свои лозунги, свои магические слова, при этом они не слышат ни себя, ни других - никого.

Слово < < любовь> > тоже может быть магическим словом. Так же, как слова: бог, добро, единство, истина? Но что за ними стоит? Это очень важный вопрос. Это очень тонкий вопрос. Ведь если человек уже загипнотизировал себя и других этими словами, то начинает реагировать только на эти слова. Он уже не хочет вдумываться в них, понимать то, на что они в самом деле указывают. То, что не может быть выражено никакими словами. Он реагирует только на форму, не видя и не желая видеть сути.

Формальное общение с помощью слов очень поверхностно, но оно вполне устраивает личность. Для личности доступна только внешняя сторона вещей, только форма. Поэтому личность не заинтересована в настоящей любви, ее вполне устраивают просто слова. И их она использует в своих интересах, то есть для того, чтобы что-то получить для себя, чтобы укрепить и утвердить себя.

Посмотрите, как много создается произведений в жанре мелодрамы. Они пользуются большой популярностью. Там показана < < любовь> > . Во многом именно мелодрамы формируют у людей представление о том, что такое любовь и какой она бывает. Если мелодрама создана авторами, обладающими тонким и глубоким пониманием человеческих взаимоотношений, то они отчетливо показывают весь трагизм и противоречивость таких отношений и реакции общества на них.

Очень немногие люди разрешают себе выйти за пределы, допустимые в обществе. Общество требует соблюдения определенных правил, оно выступает против сильных чувств и страстей. Общественная мораль - это определенные представления, пытающиеся удержать чувства в определенных рамках. Если кто-то выходит, несмотря ни на что, за очередные рамки, общество начинает сопротивляться. Как правило, это происходит драматичным и часто трагическим образом.

Настоящая мелодрама трагична. Между двумя людьми возникает сильная страсть. Как правило, обстоятельства мешают им быть вместе. Этот момент является очень важным. Потому что страсть усиливается при наличии сильного сопротивления, противодействия. Чем больше сложностей у влюбленных, чтобы быть вместе, тем больше усиливается страсть между ними. Она рождается и живет именно в этом противодействии внешних условий.

Ромео и Джульетта. Внешние условия не дают им быть вместе, а их страсть разрастается. Это кончается трагично. Отношения Ромео и Джульетты выходят за рамки обычных представлений, за грань того, что считается нормальной любовью, социализированной любовью. Их отношения становятся вызовом общественным нормам и представлениям морали. Они вызывают много разговоров и осуждений.

Им очень трудно. Приходится нарушать принятые нормы, они начинают игнорировать их, что вызывает очень большое неудовольствие. Возможно, они сами не понимают того, что происходит, их словно несет течением быстрой горной реки, неотвратимо приближая к водопаду, пропасти, бездне?

Что это? Откуда? Много об этом писалось, говорилось. Как о судьбе, о роке, как о высшем блаженстве или страдании? Как правило, это очень сильное притяжение, часто сексуальное? Что такое сексуальная энергия? Каково отношение общества к такой энергии, которая может выходить из-под контроля ума. Отношение общества к ней колеблется между двумя полярностями: от полного подавления - пуританства, до полного разгула - вседозволенности. Фазы противоположных отношений сменяют друг друга в течение большего или меньшего периода времени. Общество и поверхностный ум боятся сексуальной энергии, пытаются всячески контролировать ее проявления и даже подавить. Но не получается. Она врывается, как ураган, сметая все на своем пути. Жесткие моральные убеждения не выдерживают ее напора. Не умея контролировать ее, ум боится, поэтому в нем возникает желание ее остановить, но сделать уже ничего не возможно. Влюбленные становятся в определенном смысле безумными. То есть они не действуют, исходя из логики ума, не берут ее в расчет.

Умное поведение , с точки зрения общества, сводится к учитыванию существующих правил и норм. Умный человек скажет: < < Получай свое удовольствие тихо, мирно. Что ты безумствуешь, что ты вытворяешь> > . А вот люди, которые в < < безумном> > состоянии, они уже ничего не признают, кроме того, что происходит с ними. И ум, естественно, очень недоволен.

Что же это такое? Что это за импульс? Что это за зов такой? < < Зов сверху> > или < < зов снизу> > , если можно так сказать? Зов сверху подобен цветению цветка, дуновению ветра, солнечным лучам. Они приходят сверху, они все охватывают и не делают никакого различия. И солнце греет всех, и ветер овевает каждого. А откуда приходит сексуальная энергия? Снизу? Ведь она уже имеет другие свойства. Сильная сексуальная страсть. Откуда приходит она? Ведь она связана с мужчиной и женщиной. Зов сверху может прийти к любому человеку, и не важно, к женщине или к мужчине. Он приходит, входит и распространяется на все, что вокруг. А сексуальная страсть приходит, как молния, как гроза, как буря, которая возникает между двумя людьми: между мужчиной и женщиной. Как ураган, который сносит все, как накал высокого напряжения, который не могут не чувствовать даже те, кто находится рядом. Так есть разница? Или между ними есть что-то общее? Как вы считаете?

Ведь то, что возникает между мужчиной и женщиной, - это сексуальная энергия, очень сильная энергия, энергия, которую ум не может поработить, по крайней мере, тогда, когда она возникает в таком сильном разряде, в таком сильном всплеске, в таком сильном потоке. Ум не может справиться с ней. Ее проявления выходят за рамки общественных норм и правил. Это то, что вне рамок, это как река, которая, разливаясь, выходит из берегов, и что будет происходить, уже никто не может предсказать.

Ум постоянно пытается держать все в своих руках, в том числе и сексуальную энергию. Он постоянно пытается держать ее под контролем и иногда доходит в этом до крайностей. Монахи некоторых ортодоксальных религий, в которых запрещены сексуальные отношения между мужчиной и женщиной по причине их греховности, всю жизнь борются со своим влечением, истязая свое тело. Некоторые из них дошли до того, что кастрировали себя.

Один монах, сделавший такое, говорил о себе: < < Что же я наделал? Много лет я боролся с собой, считая тело греховным, потом я взял и кастрировал себя - и что же я имею? Я перестал чувствовать себя живым, я стал мертвым, из меня ушла энергия, у меня нет жизни, чего же я добился? > > Сделанное им ужасно!

Нельзя уничтожать источник жизни. Потому что все живое в этом мире движимо из него. Без него животные не могли бы развиваться, размножаться и продолжать жить и выживать. То же самое относится и к человеку. Но человек хитрый. У него есть ум, который хочет использовать сексуальную энергию в своих личных целях, он хочет использовать ее для самого себя. Он хочет увеличить собственное удовольствие и уменьшить собственные неприятности. И он вторгается в сферу сексуальной энергии, которой хочет овладеть, и начинает искажать и извращать ее очень сильно.

Чего он хочет? Он хочет получить энергию. Есть энергия чувства, есть энергия сексуальная. Они очень мощные, очень сильные. А каким образом он может сделать так, чтобы овладеть этими энергиями? Ведь он может работать только через образы и мысли, убеждения и представления. Например, монах, который борется с дьяволом в образе женщины, находится под игом своего же поверхностного ума. Потому что именно его обусловленный ум создает такие представления. Его ум порабощает сексуальную энергию, удерживая ее в своих представлениях. И что же тогда происходит? Он истязае себя много лет, и ничего не меняется, наоборот, она уходит от него, из него уходит жизнь.

Есть то, что нельзя изнасиловать. Можно убить свое тело, то есть выгнать из него жизненную энергию, медленнее или быстрее убивая самого себя. Но невозможно убить саму жизнь. Можно убить одну из форм, в которой она себя проявляет, но не возможно ничего сделать с ней самой. Для животных, растений нет разделения любви, они не разделяют ее на сексуальную и божественную, низшую или высшую. Они просто находятся в потоке единой любви. На самом деле, все сущее пронизано ею, она и есть суть жизни.

Проблемы человека заключаются в том, что его обусловленный ум не хочет смириться и принять то, что есть, свои представления о том, что должно и не должно быть. Отсюда все человеческие мучения и страдания.

Вопрос: < < А что же вы предлагаете? Нельзя же вот так взять и смириться, ничего не контролируя, все принимая, как есть. Если снять все запреты, нормы и правила, начнется разгул, хаос и неизвестно, что будет? !> >

 

Да, сексуальная энергия очень сильна. В определенном смысле она и есть энергия хаоса. Вот почему в некоторых религиях женщин считают недостойными быть причастными, так сказать, к богу. Женщина рассматривается как носитель мощной энергии хаоса и разрушения. А мужчина не может не испытывать ее влияния и, в то же время, он боится, как бы не потерять себя в ней.

Возникают ли у вас вопросы? Что резонирует в вас? Люди говорят о < < любви земной> > и < < любви небесной> > . Животным известно только первое проявление любви, которое заключено в их инстинкте. Инстинкте, который заставляет их соединяться друг с другом и продолжать род. Человеку это тоже известно, но есть и другой полюс любви, который не известен животному, но может быть известен человеку.

Но, на самом деле, не является ли любовь небесная и земная одной и той же? Не является ли соединение двух полюсов возможностью понять то, о чем мы все время пытаемся говорить, тем, что назвать никак не возможно? Проблемы мужчины и женщины возникают как следствие разделенности. Все противоречия, все конфликты - результат этой дуальности, двойственности, разделенности. Мир формы дуален, в нем множество двойственностей: свет и тьма, холод и жара, бедность и богатство?

Сексуальная энергия возникает при наличии двух полюсов: мужчины и женщины. Как в электричестве - плюс и минус, и между ними возникает ток. А ток может возникнуть именно при разности потенциалов. Причем, чем больше разность потенциалов, то есть чем больше мужского в мужчине и женского в женщине, тем сильнее идет ток. Мужчина и женщина с трудом понимают друг друга. Потому что у одного очень силен один полюс, а у другого - другой. Почему их любовь, как правило, трагична? Потому что представления о жизни так называемых < < настоящего мужчины> > и < < настоящей женщины> > очень различны. Они являются противоположностями.

Именно вмешательство обусловленного ума создает трагичтость. Само представление о трагичности порождено поверхностным, двойственным умом. Трагичность создается именно тем, что ум пытается сопротивляться, потому что его свергают с пьедестала. Ведь безумство любви - это, в определенной степени, разрушение личности. Страсть, влечение становятся сильнее, чем ум и личность. Человек становится как бы безумным.

Но посмотрите, к чему может привести такое разрушение личности при отсутствии в человеке какого-либо другого понимания кроме личностного. Мы уже говорили, что в теле человека на базе его поверхностного ума формируется личность. То есть, у человека есть тело, имеющее животные инстинкты, и есть личность, которая имеет социальные инстинкты. Когда страсть овладевает мужчиной и женщиной, то может произойти разрушение их личностей. Но если они не поняли, не узнали ничего другого, внеличностного, то что же останется? Останется просто животное, два животных, испытывающих безумную страсть. А она никак не вписывается в рамки социального общества.

Мы говорим о зове < < сверху> > и < < снизу> > . И в том, и в другом случае возникает страсть. И в том, и в другом случае происходит сильная трансформация. Личность уступает, ум уступает свой престол. Но чему уступает? Страсти, идущей от животного инстинкта, или абсолютно другому, истинному хозяину - Разуму. В первом случае человек становится просто телом с животным инстинктом, а во втором случае он обретает себя во всей полноте и целостности Бытия.

В йогической практике есть представление о Кундалини как о некой < < змеиной> > силе, которая сконцентрирована в копчике и может быть высвобождена в результате специальных упражнений. Некоторые пытаются освободить энергию Кундалини. Известны случаи, когда тело просто сгорало, обугливалось в результате выхода этой энергии. Сила энергии Кундалини очень велика. Возможно, она и есть энергия Земли, энергия женского начала, огромная сила хаоса. Она может разрушить все, что угодно. В индийской мифологии есть представление о богине Кали. Ее сила очень разрушительна. Но, в то же время, без нее не может происходить никакое изменение, трансформация.

Как могут соединяться дух и материя? Что в результате соединения может произойти? Что есть божественное творчество? Разные формы вхождения духа в материю. То, что мы называем и воспринимаем, как материальное, порождено духом. Это просто форма для выражения духа. Форма, через которую дух может проявляться. Причем форма должна соответствовать замыслу духа. И если форма не соответствует замыслу духа, он разрушает ее. Но материя может претендовать на то, чтобы быть такой, какая она есть, то есть сохранять свою форму. Дух же хочет другого, дух хочет смены форм. Он стремится к выражению себя через форму, и ему нужна текучесть форм. Материя же хочет быть строго определенной, постоянной формой.

 

* * *

 

Мужчина и женщина

Говорят, что мужчина - это голова, а женщина - шея, которая поворачивает голову в нужном ей направлении. Мужчина может иметь очень высокое положение, всякие мужские достоинства, и рядом с ним есть женщина, она может быть даже и не очень заметной, но она определяет очень многие решения. Если посмотреть исторические примеры, вы сможете это наглядно увидеть.

В нашем представлении, просветленный человек соединяет в себе и мужскую и женскую часть, объединяя в себе и то, и другое. Потому, что одно без другого неполноценно. Но когда идет противоборство, то одно хочет использовать другое. Мужчина хочет использовать женщину, женщина хочет использовать мужчину. И очень часто бывает так, что в этой борьбе женщина преуспевает больше, чем мужчина.

 

Женщина крепче, чем мужчина. Обратите внимание, что женщины в среднем живут дольше, чем мужчины. Они более устойчивы к невзгодам. Они более крепко стоят на земле, они ближе к земле. Как эти преимущества использует женщина? Обладая ими, она может повести определенного мужчину туда, куда она хочет. Говорят же: на каждого мудреца довольно простоты.

Так вот, куда она поведет его? Она может направить возможности, силу мужчины для создания обстоятельств, желаемых лично ею. Много ли женщин, которые готовы не использовать мужчину и его возможности для того, чтобы получить то, что она хочет, а наоборот, чтобы дать ему свои возможности, и чтобы могло произойти нечто, выходящее за рамки обычных представлений о < < нормальной и благополучной> > жизни?

Пока мы ведем достаточно абстрактный разговор о вообще мужчинах и вообще женщинах, но я надеюсь, что мы понимаем, о чем идет речь. Мужская энергия нуждается в женской так же, как женская нуждается в мужской. Но чаще всего происходит их противоборство, в результате которого ведущий подавляет ведомого. А знает ли он, куда идти? Если мы разберем суть вопроса и исследуем его непредвзято, то сможем приблизиться к пониманию истинного предназначения Мужчины и Женщины? Идея, замысел - это больше присуще мужчине. А энергия, возможность обеспечить условия для реализации идеи - женщине.

Можно сказать, что мужчина задает направление, а женщина создает условия для возможности движения в этом направлении. Причем двигаться они могут вместе. Но чаще всего бывает не так. Каждый претендует на то, чтобы указывать направление, и тогда один подавляет другого, одна энергия подавляет другую. И тогда невозможно слияние, потому что там, где есть подавление, невозможно слияние. И тогда нет реализации, тогда есть постоянное противоборство. Каждый пытается использовать те преимущества, которые у него есть, но тем самым убивает в себе возможность получить то, что возможно только при слиянии того и другого.

Полная реализация может произойти при полном слиянии. Но стремится ли к такому слиянию личность? Личность имеет свои желания. Личность мужчины имеет свои желания, личность женщины свои, и силы желаний сталкиваются и начинают противодействовать. Они борются друг с другом, пытаясь получить больше, потому что каждый считает, что, победив, он получит желаемое. А желаемое - от личности. Так возможно ли в этом случае полное понимание? Могут ли две личности слиться? Ведь личность всегда чувствует свою отделенность от других, пытаясь урвать только для себя.

Если мы говорим, что реализация мужчины и женщины возможна при их полном слиянии, то какими должны быть условия? Чисто физическое соединение двух тел может происходить и у животных, и у людей посредством сексуального инстинкта. Слияние двух личностей вообще произойти не может, насколько я представляю. Если бы не было сексуального инстинкта, который влечет людей противоположного пола, то неизвестно еще, захотели бы они вообще быть вместе.

Если бы в человеческом теле была только личность и не было бы сексуального инстинкта, то еще неизвестно, захотели бы люди вообще близко прикасаться друг к другу. Скорее всего, они находились бы в определенном отдалении друг от друга, ведя переговоры с тем, чтобы получить что-то для себя. Тело, имеющее сексуальный инстинкт, влечет к другому телу. Но их слияние неполное. Это частичное сближение - сближение тел. А сближение душ, полное слияние возможно узнать, только отбросив все ложные представления ума. Именно личность не позволяет увидеть и почувствовать полное слияние. А личность - ненужный посредник между телом и духом, именно она не позволяет увидеть то, что две формы любви - < < земная> > и < < небесная> > - есть по сути одна.

 

* * *

 

В ЧЕМ СУТЬ РАБОТЫ  ГРУПП САМОИССЛЕДОВАНИЯ

Начало общения, или
Готовность увидеть себя

Здесь все происходит ровно настолько, насколько готов человек. Например, я пришел к вам в гости, но вы на сегодняшний день не готовы ответить на мой звонок и даже не хотите открыть дверь. В следующий раз вы, может быть, приоткроете щелочку и посмотрите на меня через нее, но еще не впустите. Третий раз вы впустили меня, но только в прихожую. Потом вы провели меня в кухню, и не далее. И только после всего в свою комнату. Все происходит не сразу. И когда люди переговариваются в течение года через закрытую дверь. Может быть и впускают в прихожую, потом, одумавшись и испугавшись, выпихивают обратно за дверь. Есть очень разные уровни общения.

Что порождает нежелание общаться глубоко? Внутренняя загрузка. Загрузка эмоционального, интеллектуального или любого другого характера. Если моя квартира и так переполнена, а я под квартирой имею в виду внутренний мир, и там нет места для новой мебели, для чего-то нового, нет места для нового чувства или новой мысли, то, хотя я и буду говорить бесконечно долго, что я хочу нового, хочу измениться - это все слова. Люди жонглируют словами.

Очень часто используется слово < < любовь> > . Куда ни глянь, везде < < любовь> > . Люди не знают, что такое Любовь. Единицы знают, что это такое, но все говорят о ней так, словно знают. Они приходят в церковь, и им говорят: < < Любовь - это Бог> > . Для того чтобы прийти к Богу, нужно утром молиться и читать Библию. Они приходят в другое место, там им говорят: < < Любовь - это партия, надо любить своих лидеров и партию> > . Люди делают то, что им сказали, и думают, что они любят. Это все фикция, эквилибристика словами и образами.

Человека очень легко обмануть. С ним очень легко сделать все, что угодно, по той причине, что он не знает себя, он не знает своей сути. Он боится взглянуть в себя глубже. Он эквилибрирует словами. У нас мало, что получится, если мы не будем разрешать впускать в себя неизвестное. Это риск. Неизвестное - всегда риск. Иначе это просто повторения старого. Ко мне подходит человек, и я не знаю, что он и не сделает, что он и не скажет, и что сейчас будет. Если же я знаю, то нового нет, а есть повторение того, что уже было раньше. Будет опасение, будет страх, будет желание увеличить дистанцию, но тогда нет ничего нового.

Насколько вы хотите действительно нового? Не просто говорить о новом, повторяя одно и то же, а действительно узнать новое. Насколько вы готовы рисковать, насколько вы готовы внутренне впустить в себя то, что раньше не впускали? Насколько вы готовы отказаться от того, что вы считаете правильным? Насколько вы готовы в новом свете увидеть в себе то, что вы считаете правильным или неправильным? Это те вопросы, которые будут возникать на наших встречах. Я могу посылать определенные вибрации на разных планах, но вы можете их принимать, а можете не принимать. Вы можете просто закрыться, и они разобьются, как об стенку горох. Вы можете открыться, и тогда будет возможность изменения. Все будет зависеть от того, насколько мы будем способны открыть себя. У нас будет устанавливаться определенный уровень глубины нашего разговора, и он будет определяться нами. Он может быть очень поверхностным, а может быть очень глубоким. Планку мы будем ставить вместе. Поэтому здесь нет учителя и учеников. Здесь есть некая атмосфера, в которой каждый является себе учителем и каждый является себе учеником. Насколько мы преуспеем в этом учении, будет зависеть от нашей готовности и фактического открытия себя. Оно определяет все. Мы можем говорить очень умные, красивые интеллектуальные слова, но что стоит за словами, будет определяться уровнем нашей искренности и честности перед самими собой.

Не раскрываясь, мы ничего не сможем сделать. Суть работы - искренность и, прежде всего, искренность перед самим собой. Только тот, кто искренен перед самим собой, может трансформироваться, иначе быть не может. Но надо учиться. Говорить правду действительно надо учиться, потому что нас учили лгать. Лгать самим себе.

Совсем маленький ребенок, только родившийся, умеет ли он лгать? Знает ли он, что такое правда - ложь, доброе - злое? Нет. Так как же он становится лжецом? Почему он становится неискренним? Перед кем он становится неискренним?

 

* * *

 

Ваш главный вопрос

Вам нужно разобраться, что вы действительно хотите. Понимание того, чего вы хотите, и что для вас является проблемой, очень важно. Я хорошо понимаю, что разобраться непросто, особенно, если вы не умеете это делать. Надо сформулировать свой главный вопрос, то есть то, что вам важно, и понять, почему он важен для вас. Ведь очень многие люди занимаются совершенно другими делами. Если им не очень хорошо, то они пошли и выпили пивка, или пошли в казино, или телевизор посмотрели. Вы же, скорее всего, хотите иного. Значит у вас импульс. Что это за импульс, и откуда он идет? Проблемы есть у каждого человека, но не все хотят того, что, как можно предположить, хотите вы. Ответьте сейчас для себя на вопрос: ? Что же является для меня основной проблемой? ?

Что такое разговор? А ведь мы сейчас общаемся с вами через нашу книгу. Вы обратили внимание, что бывает очень разная атмосфера общения. Иногда очень напряженная, иногда очень легкая. Какая она сейчас? Обращаете внимание?

А каким образом создается атмосфера, что такое между нами происходит или не происходит? Есть ли у вас конкретный запрос? Если у вас есть сильный глубокий запрос, тогда между нами возникает взаимодействие. Происходит то, что похоже на электрический ток. Это не просто передача информации. Это что-то еще? Ведь можно все свести к передаче информации, но здесь главным является нечто другое.

Понимание может возникнуть, а может и не возникнуть. Это зависит от нас, вместе взятых. Это зависит не только от меня, потому что, если у вас нет жизненно важного для вас запроса, чтение книги вам мало что даст.

Я прошу вас сейчас сформулировать самый главный для вас вопрос, жизненно важный вопрос.

Что такое жизненный вопрос? Когда вы смотрите на человека и видите: то, что он говорит, его глубоко волнует, для него это жизненно важно. Это идет из глубины. Есть много людей, мы их можем увидеть где угодно: и по телевизору, и на трибуне. Они говорят много, говорят красиво, но все, что они говорят, на самом деле их глубоко не трогает.

Ищите свой главный вопрос в самой глубине своего сердца. Прикоснитесь к нему прямо сейчас.

Напишите свои вопросы. Посмотрите на них со стороны.

Возможно, у вас возникли вопросы, связанные с некоторыми понятиями, о которых вы прочитали в книге. Например: < < А что такое личность, а что такое сущность, а что такое главная черта? > > Что вы делаете? Вы берете понятие и дальше спрашиваете: < < А что оно значит? > >

Почему вы спрашиваете? Вы хотите понять, как то, что названо одним словом, связано с чем-то, что названо другим словом. Так в чем же проблема? В том ли проблема, что вы недостаточно хорошо понимаете, что стоит за тем или иным словом, и именно поэтому не можете соединить разные слова и разные понятия, либо проблема находится в том, кто спрашивает, кто задает эти вопросы, то есть в вас.

Мы проводим исследования ума, исследования структуры сознания. И что же мы видим? Мы видим, что чаще всего вопросы имеют фрагментарный характер. Это значит, что они возникают из определенных фрагментов, частей нашего ума. Сами вопросы отражают и наглядно показывают фрагментарность и разделенность, присутствующие в уме человека, задающего вопросы.

А вы способны увидеть фрагментарность в своих вопросах, или пока еще нет?

 

 

 

 

назад к списку

 

Hosted by uCoz