Александр Пинт
"Из гусеницы в бабочку" (отрывки из книги, часть 2)

Мы можем встретиться только сейчас

Просто слушайте. Это настолько непривычно для человека, - просто слушать, просто быть в том, что есть Здесь и Сейчас. Вам не нужно ничего обдумывать, потому что тогда вы включаете время, вы пытаетесь что-либо удержать или отбросить. Может ли возникнуть целостное видение в таком состоянии? Станьте просто одним огромным вниманием и тишиной внутри. Тогда что-то может произойти.

Если настоящее и происходит, то оно происходит именно в момент общения, здесь и сейчас, не в будущем, а именно сейчас, в настоящее мгновение может что-то произойти, если услышать, если быть очень внимательным, если иметь очень большую страсть к тому, чтобы услышать, но только в это мгновение, когда это произносится, когда слушается, когда слушающий и говорящий, пишущий и читающий становятся одним, когда нет разделения, фрагментарности.

Когда тот, кто говорит, и тот, кто слушает, становятся одним, тогда происходит чудо осознания. Но оно может произойти только немедленно, только в данное мгновение. Здесь не может быть оттяжки. <<Я пойму потом>>, - скажете вы. Нет, так не будет. Есть только сейчас.

Только Сейчас чудо осознания может произойти. Только сейчас. Все зависит от того, насколько открыты говорящий и слушающий. И это не вопрос времени, это вопрос реального мгновения, которое есть. И если стать одним, то главное произойдет.

Но для того чтобы прийти к главному, к неусилию, недействию, нужно вначале прилагать усилие, надо приложить волю, надо действовать. Парадоксалбно, но это так. Есть люди, которые говорят: <<Я уже все познал, все понятно, я так и живу>>. Но так ли это на самом деле?

Усилие необходимо, чтобы человек начал задаваться такими вопросами, чтобы его ум захотел превзойти самого себя. Из усилия может родиться то, о чем мы говорим. Когда ум доходит до банкротства, он сдается, и тогда никакого усилия уже нет. И вот тогда все произойдет само по себе. Когда ум сдается, то усилия прекращаются. Видение не требует усилия.

Видение это озарение, которое просто сходит без усилия. Нельзя удержать счастье. Как только я начинаю прилагать усилия, чтобы быть счастливым, я моментально становлюсь несчастным. Есть то, что нельзя удержать, есть то, что невозможно предвидеть, есть то, что нельзя прогнозировать. Оно приходит тогда, когда оно приходит, а ум хочет все спланировать, рассчитать и получить. Так вот, так не получится, здесь так не пройдет. Понимание приходит без усилия.

Как я слушаю?

Я могу поделиться с вами, как я слушаю. Я все время очень внимателен ко всему, что происходит. Очень внимателен. У меня нет никаких мыслей. Я ничего не обдумываю. У меня даже не возникает никаких вопросов и никаких ответов. Есть просто очень большое внимание. Внимание к происходящему с каждым и со мной. Просто очень большое внимание. И вот из самого внимания что-то рождается. Я никогда не знаю, что родится. Просто оно проливается через меня, и все. Рождается и проливается.

Но, если у меня есть проблема, если я о чем-то думаю, если что-то не дает мне покоя, могу ли я быть тотально, полностью внимательным к происходящему?

А как слушаете вы?

* * *

Откуда возникает ваш вопрос?

На какой вопрос вы хотите сейчас получить ответ? И кто в вас хочет получить ответ?

Почему я все время акцентирую внимание на вопросе? Если бы я просто распространял информацию, то это было бы очень странным действием для меня. Почему я все время возвращаюсь к одному и тому же? Почему я все время спрашиваю: < < А кто задает вопрос? > > Может сложиться такое впечатление, что я повторяю одно и то же. Казалось бы, с точки зрения накопления знаний, это совершенно неинтересно, но я почему-то все время так делаю. На мой взгляд, это крайне важно.

Ни в коем случае нельзя забывать, если, конечно, мы хотим быть в реальности, кто в нас задает большую часть вопросов. Потому что, если мы забудем, кто в нас задает вопросы, то начнем принимать многие вещи за чистую монету, хотя они таковыми не являются. Это очень важный момент. Поэтому я часто переключаюсь с того вопроса, который задается, на того, кто задает вопрос. Очень существенно, кто задает вопрос.

Можно бесконечно долго о чем-либо говорить, но, в конечном счете, выяснится, что то, по поводу чего мы говорим, не стоит и выеденного яйца. Тогда я возвращаю ваш вопрос вам же и спрашиваю: < < А кто задает вопрос? Кто хочет получить ответ? > > Потому, что очень важно - кто в вас этого хочет и что он хочет. Действительно ли вам нужно и важно это?

Обычно человека интересует то, что же ему сегодня расскажут новенького, интересного. А я буду продолжать спрашивать вас: < < Кто хочет узнать и почувствовать новое, и может ли он увидеть, узнать и почувствовать новое? > >

Но часто ли задается такой вопрос человеком, который купил книгу и читает ее, или пришел на занятия слушать, смотреть и, как он говорит, понимать? Думает ли он о себе как о некоем устройстве, способном или не способном к восприятию, вниманию, взгляду, ощущению?

Является ли ваша собственная настройка важной или достаточно просто задать вопрос и получить ответ? Вы можете сказать: < < Ну как же, это же мой вопрос. Я его задал, значит он для меня важен> > . А я не уверен. Я не уверен, во-первых, в том, что вы задаете вопрос, который действительно важен для вас. Во-вторых, я не уверен в том, что вы готовы к восприятию ответа на действительно важный для вас вопрос. Мы можем находиться в иллюзии некого общения, некого изменения, но это просто иллюзия. Поэтому, на мой взгляд, весьма важно разобрать, кто и какой задает вопрос, и насколько вы готовы и настроены на то, чтобы действительно услышать ответ?

* * *

Непредвзятость - основа самоисследования

Настоящий контакт возникает между людьми, когда они говорят о том, что идет из их сути, из глубины. Наше общение - разноплановый, многогранный процесс. Наблюдайте за собой, за тем, что происходит. Вы можете увидеть очень интересные вещи. Человек говорит кому-то, а на самом деле он говорит вам; он отвечает на чей-то вопрос, а на самом деле он отвечает на ваш вопрос. Или у вас появилась мысль, вы захотели высказать ее, но не стали говорить, и вдруг она исчезла. Все время осознавайте, что с вами происходит.

Как вы считаете, чем я занимаюсь, что является основным в том, что я делаю? И по отношению к себе, и по отношению к вам. Я занимаюсь исследованием. Я исследую самого себя. Что необходимо для проведения правильного исследования? Возможно ли получить новый результат, если у вас уже есть представление о том, что вы хотите получить? Можно ли открыть новое, если у вас уже есть представление о том, что вы можете получить? Если у вас есть представление о том, что вы должны получить, то вы только это и получите. Вы именно это и получите - вот что самое интересное.

Если вы занимались научной деятельностью, то наверняка знаете, как обычно пишутся диссертации. Существуют очень правильные рекомендации с точки зрения того, чтобы скорее защититься. Человек только что начал работу над диссертацией, только определил тему, а ему уже рекомендуют сразу написать выводы, которые он получит в конце исследования. Так вот, вы пишете результат, а дальше все подгоняете под него. Так проводятся очень многие научные исследования. Это относится вообще ко всему. Это относится к нашей жизни в целом. Например, я иду на встречу. Я уже знаю, что хочу получить. Допустим, я получаю то, что хотел. Но я не получаю ничего нового. Я получаю то, что у меня всегда было. А чтобы получить новое, я должен сказать: < < Я пойду, и я не знаю, что получу, я готов ко всему> > . Особенность настоящего исследователя, на мой взгляд, заключается именно в том, что он говорит: < < Я иду, а что я получу, я не знаю и не могу знать> > .

В каких ситуациях вам удается сохранять непредвзятость, а в каких - нет?

* * *

Запрос - это направление вашего движения

Какую тему вы хотели бы рассмотреть? Какая тема вас сейчас волнует и почему?

Найти тему не так сложно. Их немало. Но многие из предлагаемых тем являются умозрительными, порожденными выхолощенными, неживыми представлениями ума. Вы придумали некую концепцию, модель. Следующий берет и добавляет к ней свое. Таким образом, нечто, какой-то образ, представление, понятие, которое вышло из уст одного человека, начинает обрастать и становиться чем-то очень весомым и большим. А когда человеку говорят о явлении, как общепризнанном и очень значительном, он начинает с уважением относиться к нему. У этого руководителя не один ученик, а целых тридцать. Он защитил докторскую, а они защитили кандидатские. Наверное, очень солидное направление. И оно становится еще больше, значительнее и авторитетнее, продолжая обрастать все большим комом учеников, понятий, представлений и так далее. Так разрастаются научные, религиозные системы, психологические школы и т.д.

Конечно, концепция имеет определенную ценность, потому что все в мире имеет определенную ценность. Есть зерно, но вокруг него соорудили уже столько всякого, разного, что оно перестало быть видимым. Оно было то самое свечение, тот самый свет, но теперь света уже никто не помнит. Свет исходил из того человека. Он говорил, и от него шел свет. Но дальше слова, которые он говорил, поступки, которые он совершал, были запечатлены кем-то. С годами записи много раз переписывались, корректировались. И что мы имеем сейчас? Мы имеем тот свет, который источали такие люди, как Христос, Будда, или мы имеем нечто совсем другое? Все зависит от того, какой вопрос и запрос у вас есть сейчас. Действительно настоящее рождается из настоящего момента, а не из прошлого. Если я что-то заранее задумаю, продумаю, подготовлю, то что же я принесу? Я принесу устаревшее, уже не относящееся к данному моменту.

Но ведь именно так готовятся встречи, доклады. Так пишутся книги, снимаются фильмы и многое другое, что мы смотрим и слушаем. Некогда было явление, была некая реальность для живого человека. Но теперь - просто повторение и воспроизведение прошлого. Поэтому главная ценность содержится именно в том, что происходит в данный момент. Вы находитесь сейчас в определенном состоянии - это и есть факт. И вот из самого факта, совместного факта наших присутствий здесь, рождается нечто реальное. И чем ближе мы будем к факту настоящего момента, к осознанию самих себя в данный момент, тем интереснее будет наше исследование, тем ближе оно будет к реальности.

* * *

Что такое совместное самоисследование?

Все дело в том, чтобы вы сами принимали активное участие в самоисследовании. Если я проведу его и просто скажу вам готовый результат, то он в вас не получит отзвука. Если вы заинтересованы только в получении готовых ответов на определенные вопросы, то не сможете проводить самоисследование. Посмотрите, почему у вас возник вопрос, и может ли вообще быть готовый ответ на ваш вопрос. Возможно, вы увидите, что ваш ум совершенно не заинтересован в исследовании самого себя, а хочет просто задать вопрос и успокоиться, получив готовый ответ.

Что такое диалог? Что такое беседа? Чем мы занимаемся? Мы ведем беседу, мы ведем диалог. Я устремляюсь к вам, а вы устремляетесь ко мне. Если есть устремленность, если есть страстное желание исследовать и понять, то тогда возникает ответ. Если нет запроса, то ничего реального не возникает. Результаты, которые мы можем получить в ходе исследований, зависят от степени и глубины нашей устремленности. Какова будет степень взаимной устремленности и страсти, таковы будут и результаты. Я же не предлагаю никаких готовых формул, я не говорю даже ни о каких системах, я предлагаю только одно - исследовать.

Что такое рукопожатие? Один человек протягивает руку другому человеку, а тот другой - нет. Это рукопожатие? Нет. Только когда оба человека протягивают друг другу руки, происходит рукопожатие. Вот вам моя рука?

Чем я отличаюсь от книги?

О чем вы сейчас думаете, что чувствуете?

Возможно, вы опять проигрываете ту же пластинку. Так происходило много раз. Вы хотите это увидеть сейчас? Почему я опять напоминаю? Потому, что осознание - суть нашей работы. Потому что его не даст вам никакая книга. Я буду заострять ваше внимание на этом десять, могу двадцать раз, столько, сколько нужно, пока не произойдут изменения. Но изменения будут только тогда, когда вы действительно захотите. Я все время буду создавать вам условия для того, чтобы сама возможность присутствовала. Я создаю вам возможность. Используете ли вы ее - зависит только от вас.

Каждый создан из каждого. Во мне есть вы, в вас есть я. В каждом из нас есть все. В нас есть все. И до тех пор, пока мы не признаем, что в нас есть все, будет трудно действительно понять, увидеть, услышать. У вас есть образ себя, и вы говорите: < < Вот это я> > . А я вам показываю другой образ вас, тогда вы говорите: < < Нет, это не я> > . У каждого из нас есть то, с чем мы никак не хотим соглашаться. Почему я об этом говорю? Потому что это и есть суть процесса, между нами происходящего. Почему я говорю: < < Учиться учиться> > . Что значит учиться учиться? Не просто учиться. Будь это просто учеба, я рассказывал бы вам о системе. Мы обсудили бы ее и получили бы интеллектуальное удовольствие в связи с ней. Но так мы не получим изменений. Это просто интеллектуальная жвачка

Большинство людей, даже из тех, кто ходит по разным духовным школам и семинарам, на самом деле ничего не хотят менять в себе. Они хотят иметь некий образ себя, как последователя очень большого учения, Учителя. Тогда: - < < Я очень большой ученик, я очень значимый человек. Вот учитель у меня какой, но и я же вот какой> > . Не хочет человек меняться, он хочет следовать тому, что ему нравится, и все. < < Я знаком с системой Гурджиева. Я знаю. Я совсем согласен. Я знаю, что мы все спим. Я знаю вот это, я знаю вот то> > . И вы будете так говорить много, много раз. А зачем вы это говорите? Вы хотите доказать себе, что вы знающий, умный, умеющий говорить человек? И, как следствие, вы несете свой образ, и ничего не меняется. Вы не даете ничему другому прийти в вас. Как только я посягаю на ваш образ, вы можете испугаться и перестать чувствовать вообще.

А как вы сейчас реагируете на то, что прочитали?

* * *

Когда ум переполнен знаниями

Страшное дело, когда человек перегружен знаниями. Смотрите, что мы начинаем делать, когда получаем информацию. Когда у нас есть багаж классификаций, мы начинаем вставлять и человека, и жизнь в рамки классификации, мы не видим просто человека. Вы отмечали в себе такие особенности? Если вы изучили психологическую систему, то начинаете подходить к другому человеку уже с ее точки зрения. Можно ли сказать, что мы видим человека, когда применяем классификации, представления?

Да, вы действительно много чего знаете, и именно знание не дает вам возможности узнать самое главное. И это относится практически к каждому человеку. Так вот, я не тот, кто вам даст понимание, потому что никто не может дать его. Оно может произойти. Когда и как произойдет, и произойдет ли с вами - неизвестно. Но что я могу сделать? Я могу расчистить ваш внутренний мир, чтобы это могло случиться. Если он не расчищен, то вообще ничто новое не войдет. Если, например, вся комната у меня заставлена мебелью, а я купил новый гарнитур, то для того, чтобы мне поставить новый гарнитур, я должен вытащить старую мебель. Это и есть моя работа. Я расчищаю внутренний мир от всего старого и отжившего.

Вы можете сопротивляться, но тогда вы не получите для себя ничего полезного. Люди накапливают знания, как и вещи, чтобы демонстрировать их себе и другим. В первую очередь, мы все демонстрируем самим себе. Но если что-то есть в себе, то это будет проявляться и по отношению к другим людям в той или иной форме. В разной степени или в разной форме, но обязательно будет проявляться. Если вы получаете удовольствие и уважаете себя больше от того, что вы больше знаете, то разве вы это не будете учитывать и проявлять по отношению к другим людям? Разве это не есть подкрепление той черты личности, которая хочет накапливать знания и обладать ими?

А у вас есть черта личности, которая хочет накапливать знания и хвалиться ими?

Куда направлено ваше внутреннее внимание?

Наше внимание все время обращено во внешний мир. Мы постоянно занимаемся внешними вещами. Так вот, давайте обратим свое внимание во внутренний мир. Обычно человек обращает внимание вовнутрь только тогда, когда у него внутри есть боль, или что-то с чем-то не сходится в уме. Та вот, я предлагаю обращать внимание вовнутрь себя и постоянно осознавать, что в вас происходит. Ваши мысли, чувства и ощущения. Мы видим, что это непросто, что даже когда вы принимаете совершенно непривычную для себя позу, все равно достаточно сложно осознавать что-то большее, чем просто ощущение дискомфорта. А если все привычно, то мы вообще забудем о том, что мы хотим осознавать.

Хотите увидеть, насколько и что вы осознаете?

Прямо сейчас примите непривычное, неудобное для себя положение и посидите в нем 5 минут. Потом возьмите книгу и читайте дальше.

Наш эксперимент длился минут пять. За это время сменилось очень много всяких чувств. Сменилось много всяких ощущений. Сменилось много всяких мыслей. Куда был направлен прожектор вашего внимания? Может быть, он был сконцентрирован на теле, в определенных его частях, в которых у вас были непривычные ощущения. Или прожектор внимания переходил на чувства, и вы осознавали, что вы чувствуете, или на мысли? На что он был чаще направлен? Запишите свои наблюдения.

На что было направлено ваше внутреннее внимание в ходе нашего опыта? Что вы лучше отслеживаете в себе: мысли, чувства, ощущения? Что хуже всего? Вы сможете это лучше понять, посмотрев на свои записи, которые только что сделали. Сейчас вы получили срез осознания своих психических функций. Если в вашем списке практически нет записи об ощущениях, значит вы не обращали внимание на свое тело. Если нет записи о чувствах, значит вы перестали чувствовать. Если нет записи о мыслях - вы не осознаете свою ментальную сферу. Поразмышляйте. Ведь ваше невнимание к определенным психическим сферам выражается в вашей жизни. Как? Постарайтесь увидеть сами.

 

 

 

назад к списку

 

Hosted by uCoz